call-1


+7 (495) 649-18-23
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Острые проблемы предпринимательства обсудили участники Общественного совета при прокуратуре Псковской области


В ходе совещания были рассмотрены вопросы обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере действия закона о контрактной системе, новеллы законодательства о государственном и муниципальном контроле, а также были затронуты острые проблемные вопросы, возникающие при ведении предпринимательской деятельности в регионе.

В мероприятии приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей области Аркадий Мурылев, президент Торгово-Промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов, руководители правоохранительных и контролирующих органов области, представители бизнес - сообщества, сотрудники горрайспецпрокуратур.

Открывая работу Общественного совета, прокурор области Сергей Белов отметил, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос об обеспечении прав предпринимателей в сфере действия законодательства о контрактной системе. Задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов свыше 330 млн. создает предпосылки для неисполнения предпринимателями обязательств по уплате налоговых платежей и заработной платы, влечет угрозу возникновения ответственности по договорам, заключенным с иными хозяйствующими субъектами.

Задолженность по государственным и муниципальным контрактам, как одну из актуальнейших проблем предпринимательства, видит и бизнес - омбудсмен Псковской области. Он сообщил, что по некоторым сведениям, Псковская область в СЗФО занимает третье место по задолженности перед предпринимателями по госконтрактам. Самое печальное, что задолженность по сравнению с прошлым годом выросла. Т.е. заключенных контрактов гораздо больше, чем финансовых возможностей и никто не препятствует заключению новых контрактов учреждениями при имеющейся просроченной задолженности по предыдущим заказам.

Бизнес-омбудмен также добавил, что для облегчения сложившейся ситуации с 1 мая этого года в федеральный закон № 44 были внесены поправки, согласно которым срок оплаты за выполненные по контрактам работы не может превышать 30 дней (в случае с субъектами малого и среднего предпринимательства - 15 дней). И еще одна хорошая новость, в апреле в Государственной Думе в первом чтении был принят законопроект о дополнении КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров, (работ, услуг) при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, за первое нарушение должностным лицом сроков и порядка оплаты по госконтракту предполагается накладывать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., за повторное, то есть совершенное в течение года после назначения наказания за первое, – дисквалификацию на срок от года до двух лет.

Что касается решений на региональном уровне, Уполномоченный напомнил, что в Ежегодном докладе предложил один из вариантов - на сайте Прокуратуры Псковской области разместить информацию о текущей задолженности государственных и муниципальных заказчиков региона (с указанием наименований должников) по исполненным государственным и муниципальным контрактам в целях информирования потенциальных поставщиков о текущей обстановке. Это позволило бы потенциальным поставщикам оценить риски перед вступлением в обязательства по исполнению контракта.

         Подробно о состоянии законности в указанной сфере рассказал начальник отдела прокуратуры области Евгений Шевченко. Он обратил внимание на то, что органами прокуратуры организован постоянный мониторинг динамики задолженности по государственным и муниципальным контрактам. Основной причиной образования задолженности перед  предпринимателями является недоисполнение доходной части бюджетов всех уровней. В 2016 году областным бюджетом не получено свыше 1 млрд. рублей, что составляет 3% от прогнозируемого объема доходов.

Также он сообщил, что принятыми совместно с органами власти субъекта мерами удалось снизить задолженность в размере  свыше 420 млн. рублей.

При проведении проверок вскрывались факты принятия заказчиками обязательств в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств на указанные цели.  В  этой связи прокурорами в текущем году возбуждено 15 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Пресекались факты необоснованного уклонения заказчиков от оплаты контрактов, в том числе под предлогом проверки правомерности расходования средств. К примеру, в 2016 году в связи с вмешательством прокуратуры была погашена задолженность по  оплате 21 муниципального контракта по приобретению жилья для детей-сирот на общую сумму свыше 18 млн. рублей.

Им также были освещены новеллы законодательства о государственном и муниципальном контроле.

В продолжение мероприятия бизнес-омбудмен Аркадий Мурылев рассказал присутствующим о других актуальных проблемах, в том числе возникающих при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства, в сфере действия законодательства о применении  контрольно-кассовой техники и при начислении страховых взносов.

Уполномоченный отметил, что по направлению перехода на новый порядок применения ККТ много обращений и много тех, кто недоволен данной реформой. Бизнес-омбудсмен напомнил, что в данный момент для разрешения текущих проблем при УФНС по Псковской области создан оперативный штаб совместно с Уполномоченным и руководителями бизнес-объединений, также на базе налоговых инспекций открыты горячие телефонные линии, кроме того в помощь предпринимателям на федеральном уровне была озвучена позиция Министерства финансов в области неприменения санкций при проведении проверочных мероприятии. В частности, в письме от 30 мая сказано, что при наличии обстоятельств, указывающих на то, что организации и индивидуальные предприниматели приняли все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ (например, заключили договор с изготовителем фискальных накопителей о поставке фискального накопителя), то они к ответственности не привлекаются.

Также, как сообщил Аркадий Мурылев, на федеральном уровне были озвучены и иные предложения, в том числе закрепить в законодательстве налоговые вычеты в полном объеме затрат, произведенных индивидуальными предпринимателями и субъектами малого и среднего предпринимательства, при внедрении ККТ.

Что касается частичного решения проблемы на региональном уровне, Уполномоченный сообщил, что с его стороны было внесено предложение Государственному комитету по экономическому развитию разработать программу, которая бы позволила средства Фонда развития предпринимательства направлять на льготное кредитование бизнеса на покупку онлайн-касс для малого и микро бизнеса по сниженной ставке.

Затрагивая вопрос о перерасчете излишне уплаченных страховых взносов, Уполномоченный отметил, что единообразного решения данной проблемы до сих пор не найдено. Он напомнил присутствующим, что Постановлением Конституционного суда от 30 ноября 2016 г. № 27-П 1. - положения ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации были признаны взаимосвязанными, в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц. В указанном постановлении говорится, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Данные разъяснения позволили многим предпринимателям претендовать на перерасчет уплаченных страховых взносов, однако и тут они столкнулись с трудностями т.к. пенсионный фонд не может произвести перерасчет, в связи с отсутствием необходимых сведений.

На данный момент предпринимателям приходится обращаться в суд. Однако судебные тяжбы отнимают много времени и средств и не являются целесообразными в случае возможности досудебного решения спора. Тем временем в других регионах практика взаимодействия пенсионного фонда и налоговой службы иная, в этих регионах (например, Карелия, Кировская область) налоговая предоставляет сведения, а пенсионный фонд делает перерасчет.

Следует отметить, что налоговые органы, по заверению представителя, также со своей стороны пытаются разрешить указанные трудности, на текущий момент совместными усилиями под контролем органов прокуратуры ведется поиск возможных вариантов досудебного решения конфликтов.

Заканчивая свое выступление Аркадий Мурылев, напомнил, что помимо вышеуказанных, острых проблем, есть и другие не столь животрепещущие, но требующие также решения.

К примеру, Уполномоченный напомнил, что в Ежегодном докладе были внесены некоторые предложения по усилению адресной поддержки предпринимателям, в том числе, в отношении Закона Псковской области «Об установлении срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Псковской области или муниципальной собственности» № 1357-ОЗ от 10.02.2014, а именно - в условиях сложившейся экономической обстановки следовало бы увеличить срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества до 7 лет.

Бизнес-омбудсмен напомнил, что ранее органы прокуратуры уже выступали с законопроектом об увеличении данного срока до 5 лет, в связи с чем попросил рассмотреть возможность выступить с инициативой снова для увеличения срока выкупа имущества до 7 лет.

Мероприятие продолжилось обстоятельным докладом по проблемным вопросам исполнения предпринимателями требований закона о контрольно-кассовой технике, с которым выступил заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Алексей Павлов. Им также были освещены сложные вопросы применения статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что по итогам совещания, благодаря готовности участников к взаимодействию, были выработаны меры, направленные на повышение эффективности работы правоохранительных и контролирующих органов по рассмотренным вопросам. Таким образом, остается ждать положительных результатов.