call-1


+7 (495) 649-18-23
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Иркутский бизнес-омбудсмен помог вернуть аптечной сети из Тулуна излишне взысканные страховые взносы на сумму 843,5 тысяч рублей


К Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову обратился владелец аптечной сети из Тулуна с жалобой на неправомерные действия должностных лиц управления Пенсионного фонда РФ в Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, связанные с необоснованным административным давлением. Данное обращение было передано в работу Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексею Москаленко.

Директор просил оказать содействие в отмене решений управления Пенсионного фонда РФ в Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (УПФР в г. Тулуне) о привлечении предприятия к административной ответственности и незаконном списании денежных средств в размере 890 тыс. рублей с расчетного счета.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, "в ходе камеральной проверки выявлено искажение информации, предоставление неполных сведений о доначисленных суммах страховых взносов за предыдущие отчетные периоды. Директору направлены требования дать объяснения или внести правки в документы бухгалтерского учета, а также предоставить документы (копию декларации по ЕНВД за конкретный период и копии сертификатов специалистов, подтверждающих право на занятие фармацевтической деятельностью). Однако руководитель отказался вносить исправления. За неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов решено привлечь Общество к административной ответственности и начислить пени и штрафы".

В рамках рассмотрения жалобы Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области и его аппаратом была проведена судебная защита организации только в текущем году по трех судебным делам - два в арбитражном суде Иркутской области и одно в Четвертом арбитражном апелляционном суде в г. Чите. Уполномоченный принимал участие в судебных разбирательствах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. В рамках рассмотрения этих дел в судебных инстанциях была озвучена позиция Уполномоченного о нарушении прав и законных интересов со стороны управления Пенсионного фонда РФ в Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, а также оказана правовая помощь Обществу при подготовке процессуальных документов по указанным судебным делам.

Арбитражный суд Иркутской области признал решение УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе о привлечении к административной ответственности аптеки недействительным.

Решением Арбитражного суда Иркутской области признано, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, при котором юридическое лицо привлекает работников, имеющих как фармацевтическое, так и другое специальное образование. Решение суда вступило в законную силу.

Между тем, несмотря на судебное решение, из которого следует, что применение предприятием пониженного тарифа является правомерным, УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе продолжало привлекать аптеку к ответственности за применение льгот при расчете страховых взносов за каждый отчетный период и не возвращало взысканные средства.

Уполномоченный обратил особое внимание управления Пенсионного фонда, что вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению.

В соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса РФ неисполнение судебного акта влечет наложение штрафа до 200 тыс. рублей.

По мнению УПФР в г. Тулуне, "льгота применима только к физическим лицам, имеющим фармацевтическое образование и сертификат специалиста. В Федеральном законе №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица с фармацевтическим образованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющими сертификат специалиста. Поэтому применение пониженного тарифа страховых взносов не предусмотрено. Постановления арбитражного суда не могут являться основанием для принятия решений в сходных правовых ситуациях, т.к. в российском законодательстве юридический прецедент не является источником права".

Благодаря доводам Уполномоченного в суде было доказано, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пониженные тарифы страховых взносов применялись для плательщиков, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности - аптечных организаций и ИП, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

В соответствии с законодательством, действующим на момент вынесения Арбитражным судом Иркутской области решения, организация должна была обладать статусом аптечной организации и была вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД и пониженный тариф на всех сотрудников, если их работа связана с фармацевтической деятельностью. Документами, подтверждающими правомерность применения пониженных тарифов, являлись лицензия и декларация по ЕНВД.

В результате Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил решение арбитражного суда Иркутской области без изменения. То есть признал необоснованными действия УПФР в г. Тулуне о привлечении аптеки к ответственности, а также о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках. Это значит, что управление Пенсионного фонда обязано вернуть излишне взысканные страховые взносы, пени и штрафы на сумму 829 тыс. рублей и покрыть судебные расходы предприятия по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.

В настоящий момент решение суда полностью исполнено и обществу возвращены денежные средства.

Вместе с тем Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области обращает внимание, что Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в пункт 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ внесены изменения, и пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов применяются для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Таким образом, теперь в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрена необходимость для применения пониженных тарифов страховых взносов предоставлять документы, подтверждающие в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право физических лиц на занятие фармацевтической деятельностью или допуск к ее осуществлению.

Решение Арбитражного суда от 20 апреля 2015 г.

Решение  Арбитражного суда от 20 мая 2015 г.