call-1


+7 (495) 649-18-23
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Оренбургским предпринимателям не придется возвращать ранее полученные 8 миллионов рублей субсидий в муниципальный бюджет


Вступление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Оренбургской области в качестве третьего лица в судебный процесс помогло решить дело в пользу предпринимателей.

В 2011 году были заключены договоры между предпринимателями и городом, по которым денежные средства были выплачены администрацией Оренбурга не только в 2011г., но и в 2012-2013гг. Прокурор полагал, что сроки действия договоров о предоставлении субсидий не должны превышать срок действия муниципальной программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009-2011годы». В качестве основания своих требований, прокурор ссылался на ст.ст.166, 167, 168, 180, 421, 422 Гражданского кодекса РФ, 69, 78,179, 219,242 Бюджетного кодекса РФ, 11,17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

В интересах муниципального образования «город Оренбург» заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Арбитражный суд региона. В исковых заявлениях он просил признать недействительным один из пунктов договора о предоставлении субсидий для возмещения части процентных ставок по кредитным договорам и договорам лизинга, заключенных между администрацией города Оренбурга и субъектами малого и среднего предпринимательства. В частности зам прокурора просил признать недействительным слова «и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств», и применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата субсидий в городской бюджет.

Арбитражный суд Оренбургской области вынес несколько решений, которые обязывали предпринимателей вернуть ранее полученные субсидии. Некоторые из решений уже были рассмотрены судом апелляционной инстанции, и позиция судов осталась неизменной.

На этой стадии предприниматели обратились к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктору Коршунову. К этому моменту не рассмотренным в первой инстанции осталось лишь одно дело из девяти аналогичных споров. Региональный бизнес-омбудсмен принял решение вступить в дело в суде первой инстанции в качестве третьего лица. Представлять в суде интересы Уполномоченного было поручено общественному омбудсмену, эксперту Pro bono publico Сергею Фомину. Учитывая, что это дело являлось достаточно резонансным, о нем сообщили в федеральный аппарат Уполномоченного. В этот же время оренбургские предприниматели через Оренбургского Уполномоченного обратились за защитой к Уполномоченному при Президенте РФ Борису Титову.

Общий размер субсидий, возврат которых требовался на основании поданных исков, составил 7 миллионов 987 тысяч 589 рублей 89 копеек. Когда стало очевидно, что проблема носит системный и масштабный характер, на федеральном уровне было принято решение об активном участии во всех судебных делах по аналогичным искам. Так, в кассационную инстанцию ФАС Уральского округа руководитель экспертно-правовой службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Алексей Рябов подготовил правовое заключение. Также было принято решение вступить в дело, рассматриваемое в суде первой инстанции наряду с региональным Уполномоченным. Интересы Уполномоченного при Президенте в судебных заседаниях также представлял Алексей Рябов. Основная позиция была основана на том, что к спорным договорам не могут применяться нормы о гражданско-правовых сделках, предусмотренные ГК РФ, в частности нормы ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности гражданско-правовых сделок.

Обязательства, возникающие при предоставлении бюджетных субсидий юридическому лицу на основании договоров или соглашений, являются бюджетными обязательствами, возникающими и исполняющимися в рамках бюджетных правоотношений. А как раз доказательств нарушения бюджетного законодательства представлено не было. Противоречие договора требованиям муниципального акта само по себе не может служить основанием для требования об абсолютной недействительности сделки, поскольку Программа не относится к актам законодательства в силу ст. 3 ГК РФ. В рассматриваемом случае использование гражданско-правового иска о применении последствий недействительности сделок является ненадлежащим способом защиты права муниципального образования город Оренбург.

29 мая 2015 года была оглашена резолютивная часть Решения Арбитражного суда Оренбургской области: в удовлетворении иска о признании частично недействительным договора о предоставлении субсидии и применении последствий недействительности ничтожной сделки было отказано. Оренбургские предприниматели не будут возвращать полученные ранее субсидии, а это почти 8 миллионов рублей, в городской бюджет.